Получить консультацию

Пожалуйста, оставьте свои контактные данные. Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
защита товарного знака

Споры о защите прав на товарные знаки

Основным актом защищающим указанное право является Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак (п. 1 ст. 1489 ГК РФ).

К договору о предоставлении права использования товарного знака применяются общие правила о лицензионном договоре (ст. 1235 ГК РФ).

Такой договор должен содержать условия, которые являются существенными для этого вида договоров: предмет договора путем указания на товарный знак, право использования которого предоставляется; способы использования товарного знака; размер вознаграждения лицензиара или порядок его определения, за исключением случая, когда в договор включено условие о его безвозмездности. Поскольку регистрация товарного знака в государственном реестре товарных знаков подтверждается выдачей свидетельства на товарный знак, в лицензионном договоре обязательно указывается номер этого свидетельства. Кроме того, лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака должен содержать перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака (п. 5 и 6 ст. 1235, ст. 1481, п. 1.1 ст. 1489 ГК РФ).

Отсутствие какого-либо из существенных условий является основанием для признания лицензионного договора незаключенным (п. 1 ст. 432, п. 5 ст. 1235 ГК РФ). Однако если одна из сторон приняла исполнение по такому договору (полностью или в части), она не вправе требовать признания его незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ). В спорной ситуации наличие оснований для признания договора незаключенным по требованию одной из его сторон устанавливает суд.

Срок действия договора не должен превышать срока действия исключительного права на товарный знак, в противном случае договор считается заключенным на срок действия исключительного права, определяемый в соответствии со ст. 1491 ГК РФ. Если срок действия исключительного права на товарный знак продлевается в установленном законом порядке после заключения лицензионного договора, срок действия такого договора определяется исходя из его условий и нового срока действия исключительного права (п. 39 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10, далее - постановление Пленума ВС РФ N 10). При отсутствии в лицензионном договоре условия о сроке его действия он считается заключенным на 5 лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака заключается в письменной форме. Несоблюдение этого требования влечет за собой недействительность договора (п. 1 ст. 1490 ГК РФ).

Предоставление права использования товарного знака по лицензионному договору подлежит государственной регистрации. При несоблюдении этого требования предоставление права использования считается несостоявшимся (п.п. 1, 2, 6 ст. 1232, п. 2 ст. 1490 ГК РФ). Однако несоблюдение требования о государственной регистрации не влечет недействительности самого договора (п. 37 постановления Пленума ВС РФ N 10).

Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром, а лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. Порядок осуществления такого контроля может быть предусмотрен лицензионным договором.

Независимо от того, осуществляет ли лицензиар контроль за качеством товаров лицензиата, он несет солидарную с лицензиатом ответственность по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров (п. 2 ст. 1489 ГК РФ). Иными словами, требования о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством товаров, на которых размещен товарный знак, могут быть предъявлены как совместно к лицензиару и лицензиату, так и к любому из них в отдельности (ст. 323 ГК РФ).

Если товарный знак включает в качестве неохраняемого элемента географическое указание или наименование места происхождения товара, которым на территории РФ предоставлена правовая охрана (подп. 1 п. 7 ст. 1483 ГК РФ), право использования такого товарного знака может быть предоставлено только при условии наличия у лицензиата исключительного права на такое географическое указание или наименование (п. 3 ст. 1489 ГК РФ).

Бездоговорное использование, а также иное нарушение исключительных прав на товарный знак может повлечь за собой не только гражданско-правовую ответственность. Продажа или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно используется обозначение, тождественное товарному знаку или сходное с ним до степени смешения, является признаком недобросовестной конкуренции (ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Актом недобросовестной конкуренции может быть признано и использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети "Интернет" в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу товарным знаком (п. 172 Постановления N 10). Такие нарушения являются основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.

Кроме того, незаконное использование товарного знака представляет собой и самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ.

Вместе с тем употребление слов (в том числе имен нарицательных), зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги, например, в письменных публикациях или устной речи (п. 157 постановления Пленума ВС РФ N 10).

Для более подробной информации с целью получения квалифицированной профессиональной юридической помощи советуем обратиться к специалистам нашего бюро "Великанов Групп" по телефону +7 (495) 147-30-57
Наша команда профессионалов
Более 10 лет опыта (93% выигранных дел в судах)
  • Великанов Юрий Андреевич

    Старший Юрист & Юрист-представитель

    Состоит в Ассоциации Юристов России

    Психология, преподаватель психологии. Специалитет. Московский экономический институт - 2015 год;


    Юриспруденция, международное финансовое право. Бакалавриат. Финансовый университет при Правительстве РФ - 2019 год;


    Юрист в органах государственной и муниципальной власти. Магистратура. Московский государственный педагогический университет - 2025 год.

  • Бобкова Ксения Александровна

    Юрист делопроизводитель

    Юрист. Гражданское право. Бакалавриат. Московский государственный педагогический университет - 2020 год

  • Королькова Анастасия Михайловна

    Риэлтор / Сопровождение сделок с недвижимостью

    Экономист. Бакалавриат. Астраханский государственный технический университет - 2014 год;



Оказываемые услуги
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше