Получить консультацию

Пожалуйста, оставьте свои контактные данные. Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Юридическое бюро "Великанов групп"
Требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователями проведением изыскательских работ
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) осуществление пользования недрами.

Обладатель сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с видом разрешенного использования, после завершения строительства, ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации или ликвидации сооружений, проведения изыскательских или исследовательских работ.

В случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования, собственник земельного участка вправе требовать выкупа данного земельного участка или соответствующей его части, а иной правообладатель земельного участка - соразмерного возмещения убытков. Указанные требования предъявляются к обладателю сервитута, установление которого привело к невозможности использовать земельный участок, а при наличии нескольких сервитутов - к обладателю того сервитута, установление которого привело к использованию земельного участка наиболее обременительным образом.

Правообладатель земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, не вправе осуществлять действия, которые исключают или затрудняют осуществление обладателем сервитута деятельности, связанной с размещением и (или) эксплуатацией объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Публичный сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Установление такого сервитута не требует согласия собственника или судебного решения. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не препятствует установлению публичного сервитута. Собственник участка вправе требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, только в том случае, если докажет что установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ.

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Установление публичного сервитута обусловлено не интересами конкретного правообладателя земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями).
Факт наличия публичного интереса (интересов государства, местного самоуправления, местного населения) должен учитываться при решении вопроса об установлении публичного сервитута во всех случаях.
При этом, установление публичного сервитута не предполагает получение согласия собственника земельного участка.

Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 680-О-О: Таким образом, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.

В соответствии с общими правилами п. 1, 3-5 ст. 39.39, 39.40 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.38 ЗК РФ на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с п. 2 и 3 ст. 39.41 ЗК РФ. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

В случае если ограничения, и вызванные ими убытки землепользователя не обусловлены законными действиями органов публичной власти - это прямое основание для обращения в суд.

Для более подробной информации с целью получения квалифицированной профессиональной юридической помощи советуем обратиться к специалистам нашего бюро "Великанов Групп" по телефону +7 (495) 147-30-57
Наша команда профессионалов
Более 10 лет опыта (93% выигранных дел в судах)
  • Великанов Юрий Андреевич

    Старший Юрист & Юрист-представитель

    Состоит в Ассоциации Юристов России

    Психология, преподаватель психологии. Специалитет. Московский экономический институт - 2015 год;


    Юриспруденция, международное финансовое право. Бакалавриат. Финансовый университет при Правительстве РФ - 2019 год;


    Юрист в органах государственной и муниципальной власти. Магистратура. Московский государственный педагогический университет - 2025 год.

  • Бобкова Ксения Александровна

    Юрист делопроизводитель

    Юрист. Гражданское право. Бакалавриат. Московский государственный педагогический университет - 2020 год

  • Королькова Анастасия Михайловна

    Риэлтор / Сопровождение сделок с недвижимостью

    Экономист. Бакалавриат. Астраханский государственный технический университет - 2014 год;



Оказываемые услуги
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше