Юридическое бюро "Великанов групп"
Споры по договорам энергоснабжения
Услуги по передаче электрической и тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, одним из методов регулирования которой является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) (далее - тарифы) или их предельного уровня (п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Исключение составляют цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в поселениях и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, которые не подлежат государственному регулированию по окончании установленного для таких зон переходного периода (п. 6 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 23.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Так, ФАС России устанавливает тарифы на услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в отношении электросетей, принадлежащих территориальным сетевым организациям, - предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Органы тарифного регулирования субъектов РФ ежегодно устанавливают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии по сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии (п. п. 63, 79 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, далее - Основы ценообразования в электроэнергетике), п.п. 2, 12, 26 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075).
Для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, тарифы на услуги по передаче электроэнергии по сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, устанавливаются одновременно в двух вариантах:
1) одноставочный тариф в расчете на 1 кВт/час электроэнергии, учитывающий стоимость нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электросетям;
2) двухставочный тариф, учитывающий расходы на содержание электросетей и оплату нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по сетям.
Причем потребители, как правило, вправе сами выбрать тариф, по которому они будут рассчитываться за услуги по передаче электроэнергии в очередном периоде регулирования (период не менее 12 месяцев, на который рассчитываются тарифы), направив об этом письменное уведомление сетевой организации или гарантирующему поставщику (энергоснабжающей, энергосбытовой организации), если он действует в интересах этих потребителей при передаче электроэнергии. Уведомление должно быть направлено в течение 1 месяца со дня официального опубликования решения органа тарифного регулирования субъекта РФ об установлении соответствующих цен (тарифов). С некоторыми категориями потребителей расчеты за услуги по передаче электроэнергии по сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, производятся только по двухставочному тарифу. К ним относятся:
- потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электросетям сетевой организации через энергетические установки производителей электроэнергии;
- потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства и (или) их частям, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (в том числе к объектам, переданным в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью);
- гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, действующие в интересах указанных выше потребителей.
Однако потребители, имеющие право выбора между одноставочным и двухставочным тарифами, вправе выбрать двухставочный тариф на услуги по передаче электроэнергии только при условии, что их энергопринимающие устройства оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электроэнергии по часам суток. Такой выбор тарифа может быть сделан в том числе в течение периода регулирования по согласованию с сетевой организацией, с которой заключен договор оказания услуг по передаче электроэнергии (абз. восемнадцатый п. 2, п. 81 Основ ценообразования в электроэнергетике).
При отсутствии уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования (п. 81 Основ ценообразования в электроэнергетике).
Поскольку тарифы на услуги по передаче электроэнергии являются регулируемыми, потребители этих услуг и сетевые организации не вправе самостоятельно изменять величины ставок утвержденных тарифов, например, уменьшать их на сумму оплаты технологического расхода (потерь) в электрических сетях (п. 2 раздела "Судебная коллегия по экономическим спорам" Обзора судебной практики Верховного Суда РФ, утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015).
Для более подробной информации с целью получения квалифицированной профессиональной юридической помощи советуем обратиться к специалистам нашего бюро "Великанов Групп" по телефону +7 (495) 147-30-57