Получить консультацию

Пожалуйста, оставьте свои контактные данные. Наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Юридическое бюро "Великанов групп"
Обжалование действий должностных лиц ПФР (СФР)
Цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции РФ, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости, в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.

С 01.01.2023 обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда РФ с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования РФ и Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 236-ФЗ), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (п. 1 ст. 4 Закона N 236-ФЗ), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (п. 5 ст. 4 Закона N 236-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В соответствии с ч. 8.1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон N 400-ФЗ) орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.

По мнению судов, в рамках исполнения этих обязанностей СФР при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме, а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Таким образом, СФР в целях обеспечения доступности предоставляемых услуг и повышение их качества обязан оказывать содействие в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, по собственной инициативе, а не по устным или письменных заявлениям (ходатайствам) граждан, о чем также свидетельствуют разъяснения, опубликованные на официальных сайтах региональных подразделений СФР.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона N 400-ФЗ постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий
(далее по тексту - Правила).

Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды подтверждаются документами, оформленными на бумажном носителе либо в форме электронного документа (п. 9 Правил).

Положениями п. 55 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2021 N 538н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (далее - Перечень) предусмотрено, что документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов".

В то же время необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством РФ порядке, и содержать достоверные сведения (п. 54 Перечня).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Такие нормативные правовые акты или соглашения должны предусматривать порядок проверки электронной подписи.

Закон N 400-ФЗ и принятые в его исполнение подзаконные нормативно-правовые акты не предусматривают порядок предоставления работодателями или иными лицами по запросу СФР документов, необходимых для назначения страховой пенсии, в электронном виде. Соответственно данные документы могут быть предоставлены в электронной форме в СФР только при наличии заключенного соглашения, предусматривающего порядок проверки электронной подписи.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК, часто его называют пенсионным баллом) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом:
- начисленных и уплаченных в Фонд страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования;
- продолжительности страхового стажа;
- отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Размер страховой пенсии пропорционально зависит от индивидуального пенсионного коэффициента (суммы пенсионных баллов):
СП = ИПК х СПК,
где СП - размер страховой пенсии;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Стоимость пенсионного коэффициента (СПК) ежегодно увеличивается. СПК составляет в 2024 г. - 133,05 руб., в 2025 г. - 142,76 руб
ИПК рассчитывается как сумма годичных коэффициентов по всем годам страхового стажа.

Величина ИПК определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП,
где ИПК - суммарный коэффициент на день назначения пенсии;
ИПКс - суммарный коэффициент за периоды до 2015 г. (по "старому" законодательству);
ИПКн - суммарный коэффициент за периоды с 2015 г. и позже (по "новому" законодательству);
КвСП - коэффициент повышения за периоды, когда гражданин имел право на пенсию, но не получал ее.

Коэффициент повышения (КвСП) применяется в случаях:
- назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию;
- отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости и последующего восстановления выплаты указанной пенсии или назначения указанной пенсии вновь;
- назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) после возникновения права на указанную пенсию, а также в случае отказа кормильца от получения установленной страховой пенсии по старости.

Коэффициент повышения ИПК для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца не применяется в случае, если лицо является (являлось) получателем иной пенсии, за исключением накопительной пенсии, либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством РФ, за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий.

Коэффициент повышения ИПК для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости (а в случае смерти застрахованного лица - до даты его смерти).

Максимальное значение ИПК определяется для каждого календарного года. С 1 января 2023 г. оно равно 10.

В соответствии с ч. 20 ст. 21 Закона N 400-ФЗ решение об отказе в установлении страховой пенсии может быть обжаловано в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд в порядке ГПК РФ (Примерная форма искового заявления о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и назначении пенсии (декабрь 2024)).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006, указано, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Таким образом, в исковом заявлении истец вправе требовать не только признание незаконным решения СФР об отказе в установлении страховой пенсии, но и о включение, в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии по старости периодов работы, и назначении страховой пенсии с момента первоначального обращения в СФР

Для более подробной информации с целью получения квалифицированной профессиональной юридической помощи советуем обратиться к специалистам нашего бюро "Великанов Групп" по телефону +7 (495) 147-30-57
Наша команда профессионалов
Более 10 лет опыта (93% выигранных дел в судах)
  • Великанов Юрий Андреевич

    Старший Юрист & Юрист-представитель

    Состоит в Ассоциации Юристов России

    Психология, преподаватель психологии. Специалитет. Московский экономический институт - 2015 год;


    Юриспруденция, международное финансовое право. Бакалавриат. Финансовый университет при Правительстве РФ - 2019 год;


    Юрист в органах государственной и муниципальной власти. Магистратура. Московский государственный педагогический университет - 2025 год.

  • Бобкова Ксения Александровна

    Юрист делопроизводитель

    Юрист. Гражданское право. Бакалавриат. Московский государственный педагогический университет - 2020 год

  • Королькова Анастасия Михайловна

    Риэлтор / Сопровождение сделок с недвижимостью

    Экономист. Бакалавриат. Астраханский государственный технический университет - 2014 год;



Оказываемые услуги
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше
Узнать больше